МБДОУ "Детский сад № 2" г. Чебоксары
Воскресенье, 28.04.2024, 10:59
Меню сайта
Категории раздела
Новости [120]
Наши достижения [2]
Педагогическая копилка [21]
Родителям на заметку [19]
Страничка любящего родителя [16]
Родительский клуб "Понимание" [6]
Здравствуй, лето! [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » Родителям на заметку

Значение и формирование зрительно-пространственной ориентировки у дошкольников с ОВЗ
12.10.12
Значение и формирование зрительно-пространственной ориентировки у дошкольников с ОВЗ
 
   Дети с ОВЗ лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению воспитанники нуждаются в психологической поддержке и помощи.
Несформированность пространственных представлений проявляется: - при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении расположить симметрично записи примеров в тетради;
- при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;
- при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических конструкций;
- при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке; - при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ), трудностях переключения с одного направления движения на другое.
 
  
 
Дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, способами познания окружающего мира; интенсивно развивается его речь и мышление. Не менее благоприятен период дошкольного детства и для развития способности к ориентировке в пространстве.
  Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.
  Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с задержкой психического развития. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности детей: в играх, наблюдениях, трудовом процессе, в рисовании, конструировании.
  К концу дошкольного, началу младшего школьного возраста у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются такие знания о пространстве:
- как форма (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник, овал);
- величина (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые, равные, крупно, мелко, половина, пополам);
- протяжённость (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, слева, справа, горизонтально, прямо, наклонно);
- положение в пространстве и пространственная связь (посередине, выше середины, ниже середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед).
  Овладение указанными знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и использовать словесные обозначения в экспрессивной речи, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями.
  Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно - игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят своё отражение и дальнейшее развитие в предметно - игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей. 
  Эффективность коррекционного обучения достигается при условии, что обучение организуется с учетом особенностей детей и направлено на развитие их представлений о пространственных признаках, направлениях и отношениях объектов, навыков ориентировки на плоскости, и ведется в неразрывной связи с развитием речи, мышления и деятельности детей. Важным условием является обеспечение обогащения практического опыта ориентировки дошкольников, постепенное и последовательное усложнение организации конструктивной деятельности, систематическая организация ориентировочной деятельности детей. 
 
Игры, направленные на развитие
пространственной ориентировки.
 
Игры по формированию представлений о собственном лице, теле. Работа начинается с усвоения схемы тела и её словесного обозначения, а в дальнейшем продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации», пространства тела (его вертикальной оси). Ведется работа по параметрам: выше всего, ниже всего, выше чем, ниже чем. Так же вводятся предлоги и слова, обозначающие взаиморасположение частей: над, под, между.
 
                               Работа над схемой тела.

Игровые действия.
-Погладим ручку с обеих сторон;
-Нарисуем на пальчиках ниточки;
-Нарисуем на ладошке клубочек;
-Нарисуем бровки, губки;
 
«Маланья»
(стихотворение сопровождается показом).
У Маланьи, у старушки,
В маханькой избушке,
Жили пять сыновей.
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими головами,
Вот с такими усами,
Вот с такими бородами,
Вот с такими руками,
Вот с такими ногами,
Вот с такими плечами,
Вот с такими животами и т.д.
 
                               «Катание мяча по частям тела».
 
- По голове покатился мяч ла-ла-ла, ла-ла-ла (ладонь у рта).
- По плечам покатился мяч ла-ла-ла, ла-ла-ла и т.д.
 
                                  «Сделай аппликацию».
 
Детям предлагается лист бумаги, на котором изображен овал. Дети должны наклеить на него все части лица (брови, губы, глаза и т.д.
 
 «Отбей мяч».
 
Взрослый бросает мяч ребенку и просит его отбить рукой, ногой, головой и т.д. Благодаря этим и подобным играм осуществляется отработка расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к собственному телу по вертикальной оси.
 
«Определи по следу».
 
На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.
 
               «Построй в темноте»
 
 Эта игра направлена на развитие пространственной ориентации, координации движений. На столе лежат 10–12 кубиков или столько же спичечных коробков (лучше оклеенных цветной бумагой). Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в 1 кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. Построивший столбик получает столько очков, сколько в нем было кубиков до того, как он развалился, – без шести, так как поставить шесть кубиков один на один очень легко. На большом столе могут строить одновременно двое или трое детей.
 
«Помоги маме накрыть на стол»
 
 Поставь хлебницу посередине стола. Слева от хлебницы поставь специи (соль, перец). Под столовую тарелку поставь десертную. Положи справа от тарелки нож, слева – вилку и т. д. Вариант той же игры: «Накрой стол для завтрака». Посмотри на картинку. Найди ошибки у художника. «Ориентировка на листе бумаги» Нарисуй в верхнем правом углу листа - солнце, в нижнем левом углу -цветок, в верхнем левом углу листа - тучку (облако), в нижнем правом углу -домик (ёлочку), по середине листа - бабочку (дождик).
 
«Расположи мебель в комнате для кукол»
 
 Эта игра направлена на развитие пространственной ориентировки, оперативной памяти, внимания, последовательности действий. Поставь кровать к стене справа от окна, стол – прямо перед окном, шкаф – у стены слева от окна, кресло – слева от двери и т. п.
 
 
«Справа - слева»
 
 Такая игра направлена на развитие пространственной ориентации, последовательности действий, мышления, речи, внимания. Попросите ребенка показать или назвать те предметы в комнате, которые в данный момент находятся СПРАВА от него, а затем – СЛЕВА от него. Повторите эти же самые вопросы после поворота ребенка на 180° и на 90°. Затем спросите его, с какой стороны от него находятся дверь, окно, стол и т. д., что поставит ребенка перед необходимостью самостоятельного
 
Подготовила воспитатель первой категории Кузьмина М.М.
Категория: Родителям на заметку | Добавил: логопед (08.05.2013)
Просмотров: 3140 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz