30.03.12
Развитие речевого слуха
(подготовила учитель-логопед Игнатьева О.А.)
Эта работа начинается на материале неречевых звуков. Если Вы внимательно прочитали статью, посвященную развитию слухового внимания, то хорошо представляете эти игровые упражнения. Теперь наша главная цель – научить детей различать слова, фразы, звуковые комплексы по высоте, силе, тембру голоса. Ведь именно неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Вот некоторые игры, способствующие развитию речевого слуха.
Игра № 1 «Угадай, чей голосок»
Играющие сидят. Один ребенок становится в центре круга и закрывает глаза. Дети по очереди зовут стоящего в центре. Он должен узнать, кто его позвал:
Мы немного порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!
Игра № 2 «Улиточка»
Водящий – «улиточка» - становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улитка – улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога.
Отгадай, кто я, улиточка моя.
Тот, чей голос «улитка» узнала, сам становится водящим.
Игра № 3 «Угадай, кто это»
Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга. Ему завязывают глаза и раскручивают.
Затем он идет в любом направлении. Тот, кого он коснется, должен подать голос заранее условленным образом: «МЯУ-МЯУ», «КУ-КА-РЕ-КУ», «ГАВ-ГАВ». Водящий старается узнать, кто из детей подражал крику животного.
Игра № 4 «Лягушка»
Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара, закричала …
Тот, на кого указал водящий, говорит: «КВА-КВА-КВА». Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал.
Игра № 5 «Улавливай шепот» Игра заключается в том, что взрослый подает команды детям шепотом, четким и внятным, но уловимым только в том случае, если каждый вслушивается.
Игра № 6 «Горшочек»
Дети садятся по кругу на ковер и перекатывают мяч друг другу. Если ребенок посылает другому мяч и говорит «холодный», то мяч можно трогать. Но если посылающий мяч говорит «горячий», то дотрагиваться до мяча нельзя – «обожжешься». Кто ошибется, получает штрафное очко.
Игра № 7 «Слушай и выполняй»
Взрослый называет 1 – 2 раза несколько различных движений, не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той же последовательности, в которой они были названы. После выполнения ребенок перечисляет движения, которые выполнил. За правильное, точное выполнение и перечисление движений ребенку выдается фант. Набравший большее количество фантов – победитель.
Игра № 8 «Запомни слова»
Взрослый называет несколько слов. Количество их определяется так: возраст ребенка ± один. Начните с меньшего количества. Играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка слов считается проигрышем. Нужно платить фант!
Игра № 9 «Летит – не летит»
Всем известно, к слову «кит»
Рифма звонкая «летит».
Но кто слыхал, чтобы кит летал?
Давайте сыграем в «да» и «нет»,
Найдите правильный ответ.
Отгадайте без подсказки,
Кто летит, кто не летит…
Тот в игре и победит.
Кто не вылетит ни разу.
Летит-летит орел, Летит-летит старушка, Летит-летит трава Летит-летит козел, Летит-летит глухарь, Летит-летит удод, Летит-летит щегол, Летит-летит сухарь, Летит-летит компот, Летит-летит синица, Летит-летит гагара, Летит-летит дворец, Летит-летит фазан, Летит-летит утенок, Летит-летит кувшин, Летит-летит сазан, Летит-летит ворона, Летит-летит пингвин, Летит-летит баклан, Летит-летит корона, Летит-летит дракон, Летит-летит лягушка, Летит-летит сова, Летит-летит балкон.
Игра № 10 «Приз»
Предлагаю вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три»,
Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали,
И не одну, а целых … две.
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше … пять.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: «Раз, два, … марш!»
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж, вы приз, друзья, не взяли,
Когда была возможность взять?
Поиграйте с ребенком в эти игры.
Желаем приятного общения.
(материал взят из книги О.В. Епифановой "Логопедия. Разработка занятий с детьми дошкольного возраста") |