Игры и задания для домашней работы должны естественно включаться в ежедневную жизнь ребенка и всей семьи. Не надо превращать их в повинность, чтобы не отбить у ребенка интерес. Как это сделать, покажем на примере одного выходного дня.
Ребенок встает. Сделайте вместе с ним зарядку, водные процедуры. Не забывайте включать в комплекс зарядки специальные упражнения, которые посоветовал врач или учитель физкультуры. Всем этим лучше заниматься на свежем воздухе, а в холодное время - при открытой форточке или в проветренной комнате. Проследите, чтобы ребенок застелил свою постель; если есть необходимость, помогите ему, но не делайте это за него. Даже при самых тяжелых состояниях ребенка надо приучать к элементарному самообслуживанию. С этой же целью привлекайте его ко всем домашним делам.
Наступает время завтрака. Пусть ребенок накроет на стол. Проверьте, правильно ли он положил ложки, вилки, ножи и т.Д., уточняя при этом понятия "cпeвa~ "cпpaвa "посрединe", «чайная посудa", «столовая посуда", "овощи", "фрукты", "мясные продукты", "молочные продукты" и т.д. После завтрака можно "поиграть" в пределах 10-15 минут (дать одно-два упражнения), а затем пойти гулять. В зависимости от погоды это может быть непродолжительный поход в лес или парк, подвижные игры во дворе. Если вы в лесу, в парке, обращайте внимание на разные породы деревьев, цветы, грибы. Предложите сравнить березу и сосну, белку и ворону, выделив существенные признаки сходства и различия. Загадайте загадки ("Зимой и летом одним цвeтом", «Прыгает по деревьям, хвостик пушистый, любит орешки" и т.д.). Попросите, чтобы ребенок придумал загадку сам. Вспомните вместе, какие ягоды, грибы растут в лесу, каких диких животных знает ребенок. Для развития меткости глазомера устройте соревнование: кто кинет дальше, кто попадет в цель. Можно провести игру "Разведчики". Спрячьте мячик или другой предмет в кустах. Следуя вашей инструкции, ребенок должен найти его ("Сделай два шага вперед, повернись напева, три шага вперед, один шаг направо ... "). Этим вы отрабатываете пространственную ориентировку, понятия "правое -левое" и т.п. Обогащайте речь ребенка новыми словами, обозначающими предметы и явления, о которых он узнал на прогулке.
Дома попросите ребенка рассказать членам семьи, что ему понравилось, чем он занимался. Следите за логичностью изложения, помогите наводящими вопросами сделать рассказ более полным а построение фраз - грамматически верным.
К обеду попросите ребенка накрыть на стол. Обратите внимание, учел ли он ваши советы, данные утром во время сервировки стола к завтраку.
После обеда у малышей сон, у детей постарше - спокойные занятия. Это может быть рисование, лепка, чтение, рассматривание сюжетных картинок, настольные игры. Используйте любую возможность, чтобы расширять сведения об окружающем, уточнить прёдставления ребенка. Старайтесь сделать отдых приятным и интересным, переключайте ребенка с одного вида деятельности на другой (игры, слушание музыки, рукоделие). Перед сном желательны прогулка, спокойные игры. Не забудьте о необходимых гигиенических процедурах. Приготовление ко сну должно начинаться всегда в одно и то же время, без суеты и шума.
Помните, что здоровье и общее развитие ребенка во многом зависят от ваших систематических усилий.
Материал подготовила учитель-логопед
высшей категории Петрова Н.Н.