03.04.12
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
Задачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет: 1. Приучать есть аккуратно. 2. Продолжать учить детей с помощью взрослых мыть руки перед едой, после загрязнений, насухо вытирать лицо и руки полотенцем. 3. Опрятно есть, тщательно пережевывать пищу 4. Держать ложку в правой руке 5. Пользоваться салфеткой 6. Полоскать рот по напоминанию взрослого 7. Воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения, не выходить из-за стола, не окончив еды, говорить «спасибо».
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.
В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.
Проблему формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста можно эффективно решить с помощью детского фольклора, потешек.
Потешки – название говорит само за себя – созданы для того, что бы потешать ребенка. Потешки – это игра, цель которой – обеспечить малышу знакомство с миром. Посредством потешек, пестушек, колыбельных, ребенка знакомили с окружающей его средой и со своим телом: мама проговаривала текст с перечисленными в нем названиями (бытовыми предметами, частями тела, людьми, животными, физическими и психологическими действиями и указывала на них малышу). Потешки способствуют так же и физическому развитию, т.к. имеют большое количество элементов зарядки - «потягунушки - порастунушки», «топотунушки», "ладушки" и мн. др. и, соответственно, несут характер оздоровительный, лечебный – через массаж, поглаживания, постукивания, похлопывания, при купании и пр. Сажали детей мамы на колени, лицом к себе. Применялись родителями с рождения малыша и, примерно, до трех лет.
Вывод - потешки, колыбельные, пестушки, воздействовали на разум ребенка, на его подсознание, развивали память, давали некоторые физические нагрузки, помогая расти маленькому организму, формировали его мировоззрение и даже несли функцию оберега от злых сил.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.
ПОТЕШКИ:
Зайка Зайка серый умывается. Зайка в гости собирается Вымыл носик, вымыл хвостик
Вымыл уши, вытер суше.
Водичка
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
И кусался зубок
Ой, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды.
Маме улыбаемся
Чисто умываемся.
Петушок Петушок, петушок, Подари свой гребешок,
Ну, пожалуйста, прошу -
Я кудряшки причешу..
Ложечку за папу, ложечку за маму,
Ложечку за бабу, ложечку за деду,
Ложечку за юркую мышку-непоседу!
Ложечку за слоника, ложечку за мишку,
Ложечку за желтого цыпленка-шалунишку!
Ложечку за зебру, ложечку за львенка,
Ложечку за самого умного ребенка!
Аккуратные зайчата
Лапки? Мыли.
Ушки? Мыли.
Хвостик? Мыли.
Всё помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.
Умываемся
Носик, носик! Где ты, носик?
Ротик, ротик! Где ты, ротик? Щёчка, щёчка! Где ты, щёчка? Будет чистенькая дочка.
Умываемся
Прохладной водою
И мылом душистым
Быстро и чисто
Моемся сами
Я подрос
Меня кормили с ложки, я подрос немножко.
Смотрите, поскорее, я кушать сам умею!
Кран, Откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь, сразу Оба глаза.
Мойся-умывайся!
Грязь, смывайся!
Одевальная
Одеваемся мы быстро
Умываемся мы чисто.
Так опрятны, аккуратны!
Всем смотреть на нас приятно!
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять,
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький. В.Берестов
А у нас есть ложка Волшебная немножко.
На тарелочке – еда. Не оставит и следа! Кликнем ложку нашу – Подберет всю кашу! Это - ложка, это - чашка. В чашке - гречневая кашка. Ложка в чашке побывала - Кашки гречневой не стало
Прискакала к Маше, Попросила каши. - Ты не жмурься, А ложку возьми, Да себя и меня покорми: Маше ложечка, И мне немножечко! Маше ложечка, И мне немножечко! Приятного аппетита! Приятного аппетита! Приятного аппетита
Утром звери просыпались,
Чисто звери умывались
Лишь Медведь не умывался,
Неумытым он остался.
Стали мы его купать,
С головою окунать.
Плачет Мишенька:
- Простите! И меня вы отпустите!
Куклу? Кормили.
Зайку? Кормили.
Мишку? Кормили
А Машу? Забыли.
Умница, Катенька
Умница, Катенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую
Подготовила воспитатель группы № 5 «Кораблик» Юкова Л.И. |