МБДОУ "Детский сад № 2" г. Чебоксары
Среда, 15.05.2024, 10:19
Меню сайта
Категории раздела
Новости [120]
Наши достижения [2]
Педагогическая копилка [21]
Родителям на заметку [19]
Страничка любящего родителя [16]
Родительский клуб "Понимание" [6]
Здравствуй, лето! [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » Педагогическая копилка

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
20.10.2010
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Истоки способностей и дарования детей
находятся на кончиках пальцев».
В.А.Сухомлинский
 
     У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженные в разной степени отклонения в развитии движений пальцев рук, т.к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. 
   Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей, была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие мелкой моторики рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
  У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя у них нет нарушений слуха, поражения ЦНС, и внешне они здоровы. В чём причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми. Родители таких детей стараются говорить с ребёнком как можно больше, но малыш продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Значит, что-то ещё необходимо, какое-то важное условие нужно учесть, чтобы ребёнок заговорил.
    М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
    Но в чём же заключается связь движений пальцев и речи? В ходе развития человеческого общества, движения пальцев рук оказались тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, криками. В течение тысячелетий, пока она ещё долгое время была связана с жестикуляторной речью, которая постепенно совершенствовалась. С течением времени люди выполняли всё более тонкую работу, и в связи с этим происходило увеличение двигательной проекции в мозге человека. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.
  Проведенные исследования показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся. Работу по тренировке пальцев рук можно начинать уже с 6-7 месяцев, во время общего массажа и гимнастики проводить лёгкий массаж кистей рук по 2-3 мин. ежедневно. Стимулирующий массаж рук состоит из 5-ти фаз:
1 ФАЗА-поглаживание руки ребёнка от кончиков пальцев до локтя по внешней стороне 8-10 раз.
2 ФАЗА-работа с пальчиками (кроме большого), это сгибание и разгибание пальчиков 5-6 раз и точечный массаж, т.е. сильное нажатие на межфаланговые точки с двух сторон по два раза.
3 ФАЗА-активизация большого пальчика: отклонение вправо-влево, круговые движения пальчиком 5-6 раз.
4 ФАЗА-активизация ладонной поверхности, это спиралевидные движения сильным пальцем от центра ладони к краям с выходом на большой палец 2-3 раза.
5 ФАЗА-поглаживание руки ребёнка от кончиков пальцев до локтя по внешней стороне 8-10 раз.
   Уже с десятимесячного возраста можно проводить активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, солeного теста, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, cобирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, грецкие орехи, пуговички и т.п.
    Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
   
ЯБЛОКИ
 
С веток яблоки снимаем          Левая рука согнута в локте
И в корзинку собираем.           Кисть опущена (пальцы- «ветки»)
Яблок полная корзина,            Правой рукой «снимает» ягоды
Угостим на именины.               Соединить обе ладошки
                                             в виде   «корзины».Хлопки в ладоши.
 
  ОЧКИ
 
Бабушка очки надела,            Большой палец правой и левой руки
На внучат всех посмотрела.     вместе с остальными в « колечко».
Бабушка очки сняла,              Колечки поднести к глазам.
                                            Поворот    вправо, влево.
И внучат не нашла.                Руки положить на стол
                                            Поднимание плеч.
 
ФУТБОЛ
 
Пальчики в футбол играли      Указательные и средние пальцы
И друг друга обгоняли.           двух рук передвигаем по столу.
Очень шустрый малый был,     Одну руку положить ребром,
И в ворота гол забил.              указ. пальцем другой руки
                                             ,,забивают’’ гол.
 
ЛОШАДКА
 
Конь меня в дорогу ждёт       Одновременно на двух руках
Бьёт копытом у ворот.           сгибаем поочерёдно все пальцы,
На ветру играет гривой,        начиная с большого.
Пышной, сказочно красивой.
 
ПТИЦЫ
 
Птицы с юга прилетели,         Ладони повёрнуты к себе,
На деревья дружно сели.       руки скрещены, больш. пальцы
А на дереве гнездо,               переплетены. Локти на столе, пальцы
Там лежит одно яйцо.            широко расставлены смотрят вверх.
                                           Две ладошки соединить «гнездо».
                                           Руки собрать в кулачок.
 
ДОМ
 
Тук да тук, тук да тук.         Стучим кулачком об кулачок.
Раздаётся громкий стук.       Над головой соединяем кончики
Строим дом, дом большой    пальцев - «крыша дома».
И с крышей и с трубой.        Пальцы двух рук соединяем - «труба».
Мы ворота открываем,         Обе ладони ребром на стол,
Всех гостей приглашаем.     большие пальцы смотрят вверх.
 
ЦВЕТОК
 
Рано-рано поутру         Локти двух рук на столе.
Цветок вырос               Все пальцы собраны в «бутон».
В нашем саду.              Руки наклоняем вправо, влево
Ветерок его качал.        Пальчики разъединяем.
Лепестки он распускал.
 
     При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики.
   Когда ребёнок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. Например, такой рассказ: «Высоко в небе летели птички. Увидали они деревья и сели отдохнуть .Посидели, отдохнули и снова улетели. Увидали крошки, поклевали немного. Наелись, полетели и к гнезду прилетели». (Изображаем птичек, деревья, птицы летающие, гнездо).
   «Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики. Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов. Кот испугался и убежал». (Изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками, птичку, кота).
  Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо её нарушения (заикание и т.п.).
 Литература:
 Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. С.Пб., 1997.
Бесчетнова Оксана Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» г.Чебоксары.
Категория: Педагогическая копилка | Добавил: логопед (05.05.2013)
Просмотров: 733 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz