МБДОУ "Детский сад № 2" г. Чебоксары
Понедельник, 29.04.2024, 02:37
Меню сайта
Категории раздела
Новости [120]
Наши достижения [2]
Педагогическая копилка [21]
Родителям на заметку [19]
Страничка любящего родителя [16]
Родительский клуб "Понимание" [6]
Здравствуй, лето! [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » Педагогическая копилка

Работа над интонационной выразительностью
29.03.2012
Работа над интонационной выразительностью


подготовила учитель - логопед Игнатьева О.А.
 
 Интонация – это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи.
Мелодика – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют её гласные звуки, изменяясь по высоте и силе. Темп – ускорение и замедление речи в зависимости о содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.
Ритм – равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса.
Фразовое ударение – выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.
Логическое ударение – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании.
Тембр речи – звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый мрачный и т.д.
При помощи этих средств выразительности в процессе общения осуществляется уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретет законченный характер. Высказыванию, благодаря интонации, может придаваться дополнительное значение, не имеющее его основного смысла. Интонация же иногда и изменяет смысл высказывания. Интонационно невыразительная речь может быть следствием снижения слуха, недостаточно развитого речевого слуха, неправильного речевого воспитания, а также различных нарушений речи.
Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания. Именно эмоциональная речь взрослых служит образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания.
При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную речь взрослых, и в самостоятельной своей речи начинают использовать нужные интонации. Попробуйте выразительно рассказать вместе с ребенком любое стихотворение, например:
Маша варежку надела:
-Ой, куда я пальчик дела?
Нет ведь пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла:
-Поглядите-ка, нашла!
Ищешь-ищешь, не найдешь,
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
Получилось? Здорово!
Теперь поговорим о работе над темпом речи. Ребенок обладает собственной скоростью протекания во времени психических процессов. Это касается и речи.
Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном, чем замедленном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи. Артикуляция звуков ухудшается.
Иногда отдельные звуки, слоги и даже слова проглатываются. Особенно часто это бывает при произнесении длинных слов или фраз. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети научились говорить в умеренном темпе, при котором слова звучат особенно отчетливо, выразительно и красиво. Учите детей отхлопывать ритмы. Например, такие:
 

Простые ритмы

Сложные ритмы

!! - !
 

!!! - ! - !

! - !!
 

! - !! - !!

!! - ! - !
 

! - !!! - !

! - ! - !!
 

!! - !!! - !

! – !!!
 

!! - !!! -!!!

! - !! - !

!!! - !! - !!

! - !!!! - !

! - !! - !!!

!!! - !! - !
 

!!! – !! - !

! - !!! - !!!
 

! - !!! - ! - !!

! - ! - !!
 
Вы уже задумывались над тем, как научить ребенка читать? Тогда вам будет интересна таблица, демонстрирующая постепенное усложнение ритмической и слоговой структуры слов для более успешного овладения чтением.
· Двусложные слова с хореической ритмической структурой (лето, лужа).
· Двусложные слова с ямбической ритмической структурой (лиса, вода).
· Трехсложные слова с размером амфибрахий (корова, пилили, бежала).
· Трехсложные слова с размером дактиль (дерево, весело).
· Трехсложные слова с размером анапест (берега, пироги)
В такой же последовательности вводятся слова со стечениями согласных. Слова со структурой ГЛАСНЫЙ – СОГЛАСНЫЙ – СОГЛАСНЫЙ – ГЛАСНЫЙ (арка, окно, ёлка) вызывают при чтении большие затруднения, чем вышеприведенные СГСГ.
Существенное значение имеет вышеприведенные стечения согласных по отношению к ударному слогу (в предударной позиции читать их легче).
(материал взят из книги О.В. Епифановой "Логопедия.
Разработка занятий с детьми дошкольного возраста")

 
Категория: Педагогическая копилка | Добавил: логопед (07.05.2013)
Просмотров: 919 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz