МБДОУ "Детский сад № 2" г. Чебоксары
Четверг, 16.05.2024, 01:04
Меню сайта
Категории раздела
Новости [120]
Наши достижения [2]
Педагогическая копилка [21]
Родителям на заметку [19]
Страничка любящего родителя [16]
Родительский клуб "Понимание" [6]
Здравствуй, лето! [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » Педагогическая копилка

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для воспитателей по обогащению словаря в процессе ознакомления дошкольников с природой в подготовительной группе.
18.10.2010
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для воспитателей по обогащению словаря в процессе ознакомления дошкольников с природой в подготовительной группе.
 

  
Наблюдать за природой интересно во все времена года. Не только летом и осенью, но и зимой, и весной происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть это.
  Во время ежедневных наблюдений дети узнают много нового, занимательного о растениях, птицах, о природе и ее изменениях в разное время года. Наблюдение за природой используется на дневных и вечерних прогулках, в повседневной жизни. В ходе наблюдений за природой совершенствуется навыки речевого общения, а речевое общение невозможно без расширения словарного запаса. Ребенок самостоятельно может рассказать о предметах, явлениях природы и связях между ними, подбирает определения, синонимы, красочные метафоры. В итоге, приобретаются навыки связной и правильной речи.
Сентябрь. 1. Рассказ воспитателя о месяце – сентябре. Издревле люди не могли дать название сентябрю потому, что он был изменчивым и таинственным. Назвали его руеном - из-за желтого цвета осени, то ревуном - из-за дождей, непогоды, а то хмуренем – за угасание солнечного света, раннего наступления сумерек. Особые приметы: дни становятся короче, низкие облака висят над землей, а упрямый косой дождь прибивает траву.
Словарь: руен, ревун, хмурень, сумерки.
v В сентябре шуба за кафтаном тянется.
v Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она приготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима». (Осень)
2. Наблюдение за погодой. Определить состояние погоды. Вопросы: Какое сейчас небо? Что на нем есть? Как можно сказать про погоду? (Пасмурная, если покрыта облаками; солнечная, небо чистое; дождливая, если идет дождь.) Наблюдение сопроводить действием: поднять глаза к небу; опустить взгляд на землю.
Словарь: беловат, кружевной, голубоват.
v Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый-
Кружевной и синий-синий! (Небо)
3. Наблюдение за ветром. Дует ли сейчас ветер? Как узнали, что он дует? Что качается, трепещет от ветра? Понаблюдать за движущимися облаками. Предложить подумать, почему они плывут? Учить определять силу и направление ветра, характеризовать состояние погоды. В какую сторону дует ветер? Как можно определить, что ветер сильный? (слабый.) Предложить подставить лицо ветру, отвернуться от него, побежать ему навстречу и т.д. Вспомнить, каким был ветер летом. Игры с флажками, вертушками, ленточками.
Словарь: ураганный, порывистый, пронизывающий, ласковый, сильный, холодный, теплый.
v Гнет к земле деревья,
Тучи нагоняет,
Пыль с дороги темной
Нам в лицо бросает.
И в реке, и в море
Волны поднимает
Кто о нем загадку
Дети, загадает? (Ветер)
4. Наблюдение за солнцем. Какое сейчас солнце? Солнце является источником света и тепла. Вместе с детьми отмечать путь солнца утром, днем, вечером по тени от дерева или столба. Обратить внимание детей, что солнце светит ярко, но уже не так как летом. Словарь: костер, закатилось, по небу пошло, костер.
v Круглое и яркое
Дарит всем тепло.
Встало утром рано,
По небу пошло.
Закатилось вечером
За леском.
Угадайте, дети, Г
оворю о ком? (Солнце)
v Один костер весь мир согревает.
v Ложкой краски Весь мир красит.
5. Последняя гроза. Когда чаще всего бывает гроза? (В мае, реже в апреле.) Когда обычно бывает последняя гроза? Как изменяется природа перед дождем? К концу августа грозовые дожди станут все реже, а в сентябре на смену им начнет сеять словно сквозь сито, мелкий осенний дождичек. Только изредка в теплые дни вновь набежит сизая грозовая туча и снова, как летом сверкнет молния. Но эта гроза совсем другая - это последняя весточка уходящего лета. Словарь: всякий, предвещает, загрохочет, дождь сеет.
v Гром в сентябре предвещает теплую осень.
v Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит.
6. Наблюдение за небом. На небе плывут облака, летают самолеты. Небо- это воздух, который окружает нашу землю. Воздухом дышат люди, животные, растения и т.д. Можно ли услышать воздух? Опыт: опустить камешек в воду, вокруг него появляются пузырьки .Это мелкие пузырьки воздуха. Надуть шарик и тихонько выпускать воздух, можно подставить ладошку под струю выходящего воздуха, тогда его можно почувствовать. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха - это ветер. Сказать детям, что солнце нагревает воздух.
Словарь: весь мир покрыла, перемещаются.
v Синенька шубенка весь мир покрыла. (Небо)
7. Наблюдение за туманом. Объяснить детям, что туман – это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе. Туманы бывают во все времена года. Туманы обычно стелются над рекой, в низине, где много воды. Гуще всего туман бывает по утрам, когда земля сильно остывает. Кажется будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покрывалом. Ведь это так и есть! Потому что облака в небе, и туман низко над землей состоят из крохотных капелек воды.
Словарь: покров, стелятся, окутали, низина, рассеялся, слоистый.
v Он белесый и сырой,
Опустился над землей.
Словно облако упало;
И домов не видно стало.
Над рекою он плывет,
А с рассветом пропадет. (Туман)
v А рукою не возьмешь,
И домой не принесешь.
Таня по саду гуляла
Собирала, собирала,
Поглядела в кузовок,-
Он пустой, и лишь промок. (Туман)
8. Понаблюдать, как в теплый день трава серебрится сетьюпаутинок, а если посмотреть вверх, то можно увидеть тончайшие нити паутины на фоне яркого неба. Это расселяются молодые паучки. Они забираются на возвышенные места, и, подняв конец брюшка, выпускают паутинную нить. Ток теплого воздуха подхватит длинную нить вместе с паучком и унесет. Приземлившись, он спрячется под листьями и проспит до весны. Когда паучок вырастет, станет тяжелым и летать не будет.
Словарь: тончайшие нити, возвышенные места, прядет.
v В уголке живет,
Пряжу прядет,
Тоньше его пряжи-
Не найдешь в продаже. (Паук)
v Ниток много, а в клубок не смотаешь. (Паутина)
9.Наблюдение за насекомыми, их замирающей жизнью. Сказать детям, что насекомые тоже готовятся к долгой холодной зиме. Муравьи забираются в муравейники и закрывают вход в него. Им будет тепло. Большие (взрослые) шмели вымирают, остаются только молодые шмели, которые перезимовав, весной создадут новое гнездо. Гнезда шмелей находятся в земле.
Словарь: суетня, хлопочет, беготня, плотнички, раздражающе.
v В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий- весь день хлопочет,
Дом повыше построить хочет. (Муравьи)
v Шли плотнички без топоров, Срубили избу без углов. (Муравейник) v Два крыла и двое рожек
У него три пары ножек,
Не кусает, но грозит-
Раздражающе жужжит. (Жук)
10. Наблюдение за деревьями на территории детского сада. Закрепить название деревьев. Игра «С какого дерева листок?» Обратить внимание детей на то, какие изменения произошли с деревьями. Кружатся в ветре желто - оранжевые кленовые листочки, желтые резные березовые, коричневые дубовые. Вместе с листьями путешествуют и семена. У каждого семечка свой «транспорт». У семян клена есть крылышки - вертолетики, которые понесут его, как планеры, высоко в небо, и не успокоится, пока не приземлится. Тяжелые желуди дуба ждут, пока их не перенесут «носильщики»: мыши, белки, птицы. Частые дожди заставляют деревья сбрасывать листву. Раньше всех это делают липы, березы, вяз.
Словарь: планер, красуются, вяжущих рябин.
v А.К.Толстой «Осень»
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вяжущих рябин.
 
Литература
 
1. «Загадки». Чебоксары. Чувашское книжное издательство 1993 г.
2. «Вам, мои ребятки, сказки и загадки». Р. Федькин. Саранск. 1973 г.
3. «Методика экологического воспитания в детском саду». Методическое пособие С.Н. Николаева. Москва «Просвещение» 2001 г.
4. «Родная природа в стихах и загадках». В.И. Мирясова, С.В. Коноваленко. Москва «Издательство ГНОМ и Д» 2002 г.
5. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». С.Н. Николаева. Новая школа. Москва. 1995 г.
6. «С любовью к природе». Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.И. Соловьева. Москва «Педагогика» 1998 г.
7. «Народный календарь русской природы». В.Ф. Белов. Москва. 1992 г.
8. «Календарь русской природы». А.Н. Стрижев. Москва. 1993 г.
9. «Русские пословицы и поговорки» под ред. В. Аникина. Москва. 1988 г.
  Рекомендации подготовила воспитатель II категории
МДОУ «Детский сад № 2» г.Чебоксары Т.Б. Миронова
Категория: Педагогическая копилка | Добавил: логопед (05.05.2013)
Просмотров: 1066 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz