МБДОУ "Детский сад № 2" г. Чебоксары
Среда, 15.05.2024, 04:33
Меню сайта
Категории раздела
Новости [120]
Наши достижения [2]
Педагогическая копилка [21]
Родителям на заметку [19]
Страничка любящего родителя [16]
Родительский клуб "Понимание" [6]
Здравствуй, лето! [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » Педагогическая копилка

Игры, направленные на развитие сенсомоторного компоента речи у детей младшего дошкольного возраста с речевой патологией.
04.05.2011
Игры, направленные на развитие сенсомоторного компоента речи у детей младшего дошкольного возраста с речевой патологией.
учитель-логопед Кузнецова М.Г.
 
  Известно, что младший дошкольный возраст имеет ряд особенностей. Мышление у детей наглядно-действенное; мыслить для ребенка значит действовать здесь и сейчас с конкретными предметами. Неслучайно первая стадия развития мышления ребенка названа стадией сенсомоторного интеллекта. Память проявляется только при активном восприятии, когда малыш узнает знакомые предметы и выполняет знакомые действия. Внимание также лучше всего тренируется в предметной среде, когда ребенок увлеченно рассматривает новый предмет, исследует его, совершая с ним различные действия. Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. Обогащение чувственного опыта происходит через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного.
   Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п., неисчерпаема.
  Речь — результат согласованной деятельности многих областей мозга.
  Нейрофизиологи А.Р. Лурия, И.Н. Бернштейн доказали четкую взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. Поэтому у детей с речевой патологией наряду с речевыми нарушениями имеют место нарушения двигательные: скованность движений, плохая координация, неполный объем движений, нарушение произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, общая моторная неловкость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность. Все это затрудняет процесс обследования детьми предметов и явлений и тормозит их речевое и интеллектуальное развитие.
  К параметрам сенсомоторного уровня речи отнесены: состояние фонематического восприятия, артикуляционной моторики, степень сформированности звуко - слоговой структуры слова, предложения звукопроизношения. Работа по формированию сенсомоторного компонента речи включает в себя реализацию следующих взаимосвязанных направлений коррекционного воздействия:
1. Развитие общей моторики;
2. Развитие движений кистей и пальцев рук;
3. Развитие артикуляционной моторики и мимических движений;
4. Развитие восприятия и дифференциации звуков речи.
   Для решения данной проблемы мною были изготовлены и используются в работе ряд пособий, которые помогают эффективно решить данные задачи.

Пособие «Домик для Веселого Язычка»

  Данное пособие применяется при проведении ежедневной артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме, используются «Сказки про Веселого Язычка» разных авторов Куликовской, Нищевой, ….


Тренажер для развития мелкой моторики «Удивительные пальчики».

        

  Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно связанные с ними.
  Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.
  Пособие применяется для заучивание и воспроизведение пальчиковой гимнастики, обыгрывании знакомых детям сказок, игр-драматизаций…
 
Игра «Сложи картинку».
 
    Цель. Познакомить с выразительными возможностями линии. Учить подбирать цвета и правильно произносить их названия. Формировать первичные композиционные навыки, в частности чувство ритма. Стимулировать речевую активность, побуждать ребенка отвечать на вопросы. Побудить его к совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. Развивать координацию движений, мелкие моторные навык.
   Суть упражнений заключается в том, что художественный образ следует создать с помощью разноцветных резинок, шнурков или нитей. На ранних этапах, когда ребенок еще не владеет выразительными средствами изобразительного искусства и не способен создать выразительный художественный образ, можно использовать образцы изображений. В процессе выполнения ребенок создает или дополняет художественный образ.


«Игра с прищепками»

   Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук, особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. 
   Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Игры с прищепками очень полезны для развития конструктивного мышления ребенка. С их помощью можно сделать самые разные объекты: елочку, солнышко, бабочку, тучку. Можно даже «нарисовать» целую картину.
  Сюжеты игр с прищепками могут быть самыми разнообразными, например: «Ежи и зайцы на поляне» (иголки ежа, уши зайца, ветви елок и т.п. — из прищепок), «Корзина с морковью и репками» («ботва» из прищепок прикрепляется к плоскостным изображениям репок, морковок) и т.п.
   С прищепками можно играть и в другие игры. Например, «Развесь платочки разной величины (или разного цвета) на веревке». 
  Игры с прищепками прекрасно подходят для развития пространственных представлений детей. Взрослый произносит звуки (можно использовать какой-либо музыкальный инструмент), а ребенок в это время прикрепляет прищепки, соотнося их с количеством услышанных звуков, в различном пространственном расположении: прямо, по кругу, на сторонах квадрата, треугольника и т. п.

   Использование сеткографа и прищепок в развитии мелкой моторики и формировании связной речи. Предлагаемые игры и пособия, имеют многофункциональный характер: формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; учит играть с игрушками; формирует процесс социальной адаптации у детей.



Категория: Педагогическая копилка | Добавил: логопед (05.05.2013)
Просмотров: 2061 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz