МБДОУ "Детский сад № 2" г. Чебоксары
Среда, 15.05.2024, 06:48
Меню сайта
Категории раздела
Новости [120]
Наши достижения [2]
Педагогическая копилка [21]
Родителям на заметку [19]
Страничка любящего родителя [16]
Родительский клуб "Понимание" [6]
Здравствуй, лето! [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » Педагогическая копилка

Формирование у детей образов-символов на материале декоративно-прикладного искусства разных народов России.
06.04.2011
Формирование у детей образов-символов на материале декоративно-прикладного искусства разных народов России.
О.С.Якимович, старший воспитатель
МДОУ «Детский сад № 2 компенсирующего вида
для детей с нарушением речи» города Чебоксары
 
   В современном мире остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания, нарушена связь с прошлым. Люди не помнят или слабо знают свою историю. К счастью, многие уже осознали важность возращения к своим корням. В эпоху насаждения эталонов западной и восточной, чуждых нам культур, восстановление связи с историей и традициями своего народа – насущная задача для России. Воспитание национального самосознания, чувства ответственности, сохранение обычаев, укрепление духовного единства – основа жизни и процветания нации.
  О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
  Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ, просеяв сквозь сито веков, оставил нам самое ценное. И необходимо в настоящее время воспитывать эмоционально – ценностное отношение ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоение с малых лет. Кроме этого, процесс социализации ребенка невозможен без принятия им культур других народов, осознания их ценностей и самобытностей.
  Декоративно-прикладное искусство, утверждали символисты, это идеи, облечённые в форму символов. Таким образом, художественный образ-символ служит средством выражения и изображения смысла, выходящего за пределы обыденного опыта. Мастер открывает его интуитивно, в момент творческого озарения. И, знакомясь с образами-символами декоративно-прикладного искусства, дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента, которые близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениями.         
  Организация работы с дошкольниками строится на материале декоративно-прикладного искусства разных народов России. Дети познают особенности культуры своего народа и других народов через знакомство с образами-символами (образ Солнца, образ дерева, образ жилища, образ животного, птицы) в декоративно-прикладном искусстве. Например, последовательно знакомясь с образом-символом Солнца, детям предлагается рассмотреть образы-символы как родного народа (русского, чувашского), так и других народов (Башкирии, Татарстана, Удмуртской республики, республики Мордовия). Обязательным является анализ сути изображения образа-символа (почему именно такое изображение, цвет, форма, детали), т.е. «чтение» его содержания. Важно провести параллели между общностью цвета, формы, специфики изображения и трактовки данного образа-символа у разных народов. Отмечаются отличия, вариации образов-символов, которые позволяют более глубоко понять самобытность культуры каждого народа. В ходе такого «знакомства» детям дается возможность самим стать «мастерами», изобразить эти образы-символы, используя различные изобразительные материалы и техники (традиционные и нетрадиционные). После самостоятельного изображения образов-символов дети рассматривают предметы одежды, декоративно-прикладного искусства, элементы геральдики, в которых у них есть возможность найти изображение того или иного образа-символа, с которым они познакомились. Акцентируется внимание и на том, что образ-символ является не просто отдельным, самостоятельным изображениями, а одним из обязательных элементов декоративно-прикладного искусства (вышивки, росписи, ковроделия и т.п.).
  Знакомясь с тем или иным образом-символом, дети, как - будто, «проживают» ту или иную веху истории как своего, так и другого народа. Они начинают понимать и осознавать причины отношения к миру, к жизни своих предков посредством «чтения» образов-символов.
  Итог этой работы предполагает формирование у дошкольников мотивационно-ценностного отношения к декоративно-прикладному искусству, как к части общей культуры народа. В результате, ребенок начинает сравнивать, делать соответствующие выводы о своеобразии культуры своего народа и ее общности с культурами ближайшего национального окружения. У ребенка-дошкольника формируется гордость за свой народ, его культурное наследие, эмоционально-положительное отношение к родному народу, к его традициям и истории. Наряду с этим, дети начинают уважать и почитать культуру другого народа, познав их сходства и различия.
  Таким образом, проблема духовно-нравственного воспитания может частично решаться за счет организации работы по ознакомлению детей с образами-символами на материале декоративно-прикладного искусстве. Декоративно-прикладное искусство, как часть общей культуры народа, доступно, интересно и понятно детям. Благодаря элементам символики оказывается возможным накопление информации, хранение и передача их из поколения в поколение. А образ-символ выступает посредником между искусством и миром. У нас есть возможность уже в дошкольном возрасте привить стойкое чувство гордости и патриотизма, национального самосознания к культуре и наследию своего народа, воспитать положительное и толерантное отношение к культуре ближайшего национального окружения благодаря знакомству с образами-символами в декоративно-прикладном искусстве.
Категория: Педагогическая копилка | Добавил: логопед (05.05.2013)
Просмотров: 974 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz