Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др.
Формирование грамматического строя речи занимает особое место в речевом развитии, поскольку именно грамматический строй является тем творческим началом, которое обеспечивает использование других языковых средств - лексических и фонетических в связной речи.
Предлоги в составе речи играют важную организующую роль, они помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и достичь сочетаемости слов и предложений. Предлоги занимают значительное место и по частоте использования в языке. Одни лишь простые предлоги составляют в русском языке 11,8% всех слов.
Изучение предлогов имеет не менее важное практическое педагогическое значение, так как результаты исследований показывают, что недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин некоторых видов стилистических и орфографических ошибок у школьников.
Так как, игра – основной вид деятельности дошкольника, на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях были использованы специально организованные игры, помогающие контролировать усвоение детьми знаний и навыков и повышающие их активность.
Инновацией моей работы является создание следующих наглядно-игровых пособий:
1. «Чудо-куб», где ребёнок подбрасывает или поворачивает куб и выполняет задания:
1) «Назови маленькое слово (предлог) по схеме».
2) «Назови столько маленьких слов (предлогов), сколько точек выпало».
3) «Посмотри на картинку и составь предложения».
2. «Волшебные кольца»
Подготовка к игре:
-пособие устанавливается на столе или стене;
-крышка снимается;
-на пластинки сверху укладываются выбранные кольца с картинками;
-крышка закрывается;
-пластинки раскручиваются за выступающие справа и слева края.
Игры на подбор пары по формированию употребления предлогов:
1) Дидактическая игра «Кто где живёт?»:
- дикие животные;
- домашние животные и птицы.
2) Дидактическая игра «Кто у кого?»:
- дикие животные;
- домашние животные и птицы.
3) Дидактическая игра: «Кто с кем?»:
- дикие животные. - домашние животные.
4) «Подбери картинку к схеме маленького слова (предлога) и составь предложение по данной картинке»:
- предлоги у, на, в, под, за, перед, к, от, по.
- предлоги над, с, из, из-за, из-под, между, через.
5) «Помоги Капитошке разложить вещи по своим местам» (предлог в) Вариант: «Исправь ошибки Капитошки» (Капитошка: «Книгу надо положить в кошелёк». Дети исправляют.)
6) Дидактическая игра «Посмотри и назови» - вопросы для работы с картинками по теме «Насекомые».
3. Пособие «Весёлая площадка» решает педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях игровой деятельности. Ребёнок имеет возможность действовать с объёмными предметами, при этом задействованы все каналы познания.
В комплект пособия входят: волшебное дерево, домик, скамейка, карусель, горка, кустик, цветочная клумба, игрушки-зверюшки.
Это пособие мобильно: решаются задачи по употреблению всех пространственных предлогов, место расположения объектов можно варьировать в зависимости от темы и задач занятия, обстановка площадки близка детскому восприятию, соответствует жизненному опыту ребёнка, и поэтому при манипулировании с предметами он может свободно себя чувствовать и действовать, творчески развиваться.
4. Присутствие и активное участие мультипликационного персонажа Капитошки способствовало возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, достаточно высокой мотивации и формировалось положительное отношение к обучению. Дети сами имели возможность выполнять его действия и «оречевлять» его высказывания.
5. Также на занятиях широко использовался фланелеграф.
Любая картинка на фланелеграфе как бы оживает, предметы можно обыгрывать. Использование показа с включением действий самого ребёнка удовлетворяет его естественную потребность – воспринимать и действовать одновременно. Это очень важно для накопления сенсорного опыта. Подобная смена видов деятельности с включением двигательного анализатора активизирует внимание детей, поддерживает интерес к занятию.
6. В своей работе я использовала и фабричные настольно-дидактические игры, которые предлагала детям на индивидуально-подгрупповых занятиях, а также воспитателям для закрепления предложных конструкций в речи детей.
Таким образом, применение наглядно-игровых пособий на занятиях помогает активизировать процесс овладения детьми грамматической стороной речи, разнообразить речевую практику, что способствует компенсации речевого дефекта дошкольников с ОНР.
Подготовила учитель-логопед 1-ой категории Григорьева Л. Г.